Олимпиада "Наноэлектроника"
Неофициальный сайт

Меню сайта
Категории раздела
Публикации студентов МИФИ [109]
Публикации студентов РУДН [16]
Наноинженерия (курсовые работы) [29]
Инженерная академия РУДН
Компьютерный практикум и ИТ (МИФИ) [170]
Сети (МИФИ) [69]
Для абитуриентов [16]
Рекомендации по оформлению творческих заданий и рефератов и использованию редакторов текстов
Наш опрос
Оценка сайта нано-е.рф
Всего ответов: 58
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Для абитуриентов

История и эволюция шрифтов. Шрифты русского алфавита
Научно-исследовательский ядерный университет


Московский инженерно-физический институт


Факультет «Автоматики и электроники»


Кафедра «Микро- и наноэлектроники»




Курс «Компьютерный практикум»


История и эволюция шрифтов. Шрифты русского алфавита


Преподаватель: доцент В.А. Лапшинский


Подготовил: студент А4-09 Галстян Р.О.


Москва 24.05.2012


Содержание

1.Введение
2.История развития шрифтов
3.Славянские шрифты
4.Современные шрифты
5.Художественный облик шрифтов
6.Основные характеристики шрифтов
7.Заключение
8.Список используемой литературы

1.Введение


Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографическом смысле шрифтом называется комплект типографских литер(рис.1) , предназначенных для набора текста. Шрифты являются неотъемлемой частью граффити, а такжетэггинка и бомбинга. Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.



2.История развития шрифтов


Первой письменной формой передачи мысли была пиктография — рисунки на стенах пещер и на скалах.
Узелковое письмо как форма передачи информации стало переходной формой от рисунка к графическому письму.
Идеография — следующий этап.

Иероглифы Древнего Египта, знаки-символы были предшественниками современного письма. Немного позже, иероглифы использовались для передачи начального звука названия предмета, явления, события, но полного перехода на фонетическое письмо не произошло.

Первый алфавит литеро-фонетического письма создали Финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира — греческого, латинского, славянского и прочих.

Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм — круга, треугольника,отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе.

Латинский и русский алфавит построены на единой графической основе и возникли они с древнегреческих надписей — капиталов.

Маюскул высекался на на каменных плитах, колоннах, триумфальных арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата. Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и засечками. Более узкие и декоративные литеры — рустика. Ещё вариант рукописного римского письма —курсив.

В VI веке появляется новый стиль письма — унциал. Литеры этого шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Развитие данного шрифта является полуунциал. Этот период стал переходным от маюскульного письма к минускульному.

В IX веке распространяется каропингский минускул — шрифт, литеры которого используются и в наше время.
В XI—XII веках развивается готическое письмо. Готический шрифт имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, бастарда, ротунда, декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура.

Круглоготический, швабский шрифт стал переходной формой к письму эпохи Возрождения. В это время возростает внимание ко всему античному, копии античных текстов переписывают шрифтом, получившем название «антиква». В это же время появляются первые трактаты про строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга. Автор трактата Лука Пачоли.

В трактате Жуффруа Тори «Цветущий луг», литеры построены в квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей.
Альбрехт Дюрер разработал свой шрифт, литеры которого также вписывались в квадрат.

В XV веке типографы изготовили новые печатные шрифты. Среди пионеров были Николя Жансон, Альд Мануций и Клод Гарамон. Шрифт Гарамона стал основой для множества современных шрифтов. Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй половине XVIII — начале XIX веков в шрифтах Дидо.

3.Славянские шрифты


В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица. Самые древние шрифты — устав и полуустав(рис.2) — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Нею писались грамоты и официальные документы.



Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта. В середине XVI века появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Федоровича, изданная в 1564 году. Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы

4.Современные шрифты


На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей(книг, газет, плакатов, афиш, рекламы).

Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленный), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов. ХХ век породил новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Поля Реннера, пеньо Кассандра(рис.3), эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гипла.



5.Художественный облик шрифтов


Декоративный. Динамичный. Изящный. Римский капитальный, антиква, академический шрифты. Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.

Курсив. Применяется для написания текстов почётных грамот, поздравительных адресов, поздравлений и приглашений.
Монументальный. Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск. Применяется для написания лозунгов,плакатов , транспарантов.
Свободный.
Строгий. Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических и производственных плакатах, указателях.
Фольклорный (украинский, арабский и т. д.)

6.Основные характеристики шрифтов


начертание: прямой, курсивный;
насыщенность: светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета);
ширина: нормальный, узкий, широкий,шрифт фиксированной ширины;
размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма);
четкость;
контраст;
различимость;
удобочитаемость;
ёмкость;

Кегль — параметр шрифта, означающий размер его литер в высоту. Кеглю включает в себя высоту строчной буквы с самым длинным выносным элементом и пробельное расстояние снизу её. Величина кегля определяется числом пунктов. Самые употребительные текстовые шрифты по величине кегля — 6, 7, 8, 10, 11, 12. Шрифты на кегль 4 и 5 употребляются очень редко Литер — буквенное обозначение в адресе какого-либо объекта, позволяющее быстрее его найти.

7.Заключение


В современном мире шрифты используются повседневно и везде, особенно в маркетинге. На протяжении сотен лет появлялись новые шрифты, которые увеличили современное их многообразие. Шрифт является уникальным набором кодов и символов. В настоящее время разрабатывается множество компьютерных шрифтов.
Время, потраченное на работу, составляет 1.25 часа.

8.Список используемой литературы


1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82. – источник основной информации и иллюстраций.

2.http://shans-i.narod.ru/Disk_PC/Stat_PC/OS_WindowsPC/Stat_OS_Windows/Stat_05.htm - дополнительная инфирмация о видах шрифтов

3. http://www.designonstop.com/webdesign/article/klassifikaciya-shriftov-v-veb-dizajne-i-osobennosti-ix-ispolzovaniya.htm - особенности использования шрифтов
Категория: Для абитуриентов | Добавил: sbm (25.05.2012)
Просмотров: 6426 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта