Олимпиада "Наноэлектроника"
Неофициальный сайт

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените сайт олимпиады
Всего ответов: 121
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Компьютерный практикум и ИТ (МИФИ) » Конспекты (курсы КП и ПК)

Конспект на тему "Модели социальных процессов"

Глоссарий



Аутопойезис - процесс воспроизводства (самопорождения) системой своих компонентов с целью сохранения своей самотождественности.



Виртуальная система - социальная система, состоящая из людей и компьютерных устройств, обладающих искусственным интеллектом.



Волны Кондратьева - циклические колебания с периодом примерно 50 лет, охватывающие экономические, политические, культурные и когнитивные сферы жизни общества.



Диффузия инноваций - процесс распространения нововведений внутри данной социальной системы, а также от одной социальной системы к другой.



Иконологическое моделирование - методология, основанная на исследовании компьютерных моделей сложных систем и современных методах визуализации информации.



Качественный анализ - изучение неколичественной информации, широко использующее когнитивные методики.



Когнитивная карта - схематичное описание фрагмента картины мира, относящегося к данной проблемной ситуации. Когнитивная карта может использоваться для отражения причинно-следственных связей между элементами картины мира. В психологии с помощью когнитивных карт исследуют проблемы ориентации в пространстве.



Когнитивная модель - образ объекта, формируемый когнитивной системой на базе ее "картины мира".



Когнитивная система - система, осуществляющая функции распознавания и запоминания информации, принятия решений, хранения, объяснения, понимания и производства новых знаний.



Когнитивный подход - решение научных проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания.



Когнитивный стиль - совокупность критериев выбора предпочтений при решении задач и познании мира.



Когнитология (когнитивная наука) - междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную антропологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта. Последние годы к ког-нитологии подключаются: когнитивная социология, когнитивная экономика и другие гуманитарные науки.



Концептуальная модель - содержательная модель, при формулировке которой используются теоретические концепты и конструкты данной предметной области знания.



Модель - аналог объекта, который при определенных условиях воспроизводит интересующие исследователя свойства оригинала.



Модель жизненного цикла - этапы эволюции системы от ее зарождения до гибели.



Политико-деловой цикл - периодические колебания экономики, вызванные стремлением правящей партии добиться роста экономических показателей в предвыборный период.



Синергетика - междисциплинарное научное направление, изучающее процессы перехода от хаоса к порядку и явления самоорганизации в природе и обществе. Синергетика исследует нелинейные взаимодействия, которые могут приводить к скачкообразным, катастрофическим изменениям состояний системы.



Социальная система - система социальной природы. В качестве социальной системы можно рассматривать индивида, семью, организованную группу, клуб, партию, организацию (фирму, предприятие, учреждение и т.д.), социальный институт (право, образование, религия и т.д.), территориальную общность (деревню, город, область, государство), мировое сообщество (мировая система).



Структура системы - относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы.



Структура социальной системы - в классическом структурно-функциональном подходе использование понятия структуры предполагает разбиение множества элементов системы на подсистемы и выделение наиболее существенных и устойчивых связей между ними. Структуре- является как бы остовом, характеризующим функционирование системы.



Теория прерывистого равновесия - утверждает, что эволюция не является равномерным процессом. Длительные периоды постоянства (застоя) сменяются кратковременными, революционными изменениями.



Эмерджентность - несводимость свойств системы в целом к свойствам элементов системы.



 



Оглавление



1.      Введение



2. Основные принципы системного анализа



2.1. Становление теории систем



2.2. Основные понятия системного анализа



2.3. Системный подход в социологии и биологии



3. Основные направления прикладного системного анализа



3.1. Классификация методологических подходов



З.2. Основные принципы когнитивного подхода



3.3. Когнитивный стиль



3.4. Когнитивные аспекты использования метафор



4. Роль моделирования в социологии



5. Основные понятия теории социальных изменений



5.1. Типология социальных изменений



5.2. Основные формы социальных процессов



5.3. Эволюционные процессы



6. Волны, экономической динамики



7. Инновационные процессы



7.1. Основные понятия инноватики



8. Современные теории структурной динамики



8.1. Модели теории катастроф



9. Модель гонки вооружений Ричардсона



10. Заключение



11. Список литературы



 




1.  Введение



Повышение темпов изменений современного общества, возрастающая роль научно-технического прогресса ведут к значительному усложнению социальной реальности. Бурные социально-политические события конца XX века оказались для социологов неожиданными, многие из них до сих пор не получили удовлетворительного объяснения. Все это делает изучение проблем социальной динамики одной из наиболее актуальных задач современной социологической науки.[1]



В этом конспекте так же будут рассматриваются социально-политические и социокультурные процессы (более 50 моделей). В качестве примеров приводится также несколько моделей биологических и демографических процессов. В анализируемых экономических процессах исследуется, как правило, только роль социальных факторов. Часть моделей имеет четкое теоретическое обоснование, другие же базируются на выявленных эмпирических закономерностях.



Выбрав простую, лаконичную модель, мы анализируем ее, используя математический инструментарий (знания, накопленные в области исследования систем линейных или нелинейных уравнений и неравенств). Получив решение задачи, можно оценить, какое влияние на моделируемый процесс оказывает то или иное изменение исходных факторов.



Построенная модель обеспечивает существенное сжатие информации, но при этом какие-то грани изучаемого процесса отбрасываются как несущественные. Укоренившееся со школьных лет представление о том, что модель может быть только математической, глубоко ошибочно. Модель может быть сформулирована и на естественном языке. В любом случае модель проще, в некотором смысле "грубее" изучаемого явления, но зато одну и ту же модель можно использовать для описания широкого класса явлений.



Основной акцент в данном подходе переносится с математических рассуждений на визуализацию информации, позволяющую получать не только количественные, но и качественные оценки поведения исследуемых социальных систем, не требуя при этом освоения сложного формального аппарата.



 

2. Основные принципы системного анализа 



2.1. Становление теории систем



Первые представления о системе как совокупности элементов, находящихся в структурной взаимосвязи друг с другом и образующих определенную целостность, возникли в античной философии (Платон, Аристотель). Воспринятые от античности принципы системности развивались в дальнейшем в концепциях Кузанского, Спинозы, в немецкой классической философии они разрабатывались Кантом, Шеллингом, Гегелем.



Принцип системности, выдвижение которого было подготовлено историей естествознания и философии, находит в XX веке все больше сторонников в различных областях знания. В 30-40-е годы австрийский ученый Л. фон Берталанфи успешно применил системный подход к изучению биологических процессов, а после второй мировой войны он предложил концепцию разработки общей теории систем. В программе построения общей теории систем Берталанфи указывал, что ее основными задачами являются: 1) выявление общих принципов и законов поведения систем независимо от природы составляющих их элементов и отношений между ними; 2) установление в результате системного подхода к биологическим и социальным объектам законов, аналогичных законам естествознания; 3) создание синтеза современного научного знания на основе выявления изоморфизма законов различных сфер деятельности.



Общая теория систем, по замыслу Берталанфи, предложившего первую программу построения такой теории, должна быть некоей общей наукой о системах любых типов. Однако конкретные реализации этой и подобных амбициозных программ натолкнулись на очень серьезные трудности, главная из которых состоит в том, что общность понятия системы ведет к потере конкретного содержания. В настоящее время построено несколько математических моделей систем, использующих аппарат теории множеств, алгебры. Однако прикладные достижения этих теорий пока весьма скромны. В то же время системное мышление все чаще используется представителями практически всех наук (географии, политологии, психологии и т.д.). Системный подход находит все более широкое распространение и при анализе  социальных систем. Применение понятий системного подхода к анализу конкретных прикладных проблем получило название системного анализа.



Системный анализ занимается не только изучением какого-либо объекта (явления, процесса), но главным образом исследованием связанной с ним проблемной ситуации, т.е. постановкой задачи.



Составными частями системного анализа можно считать кибернетику, теорию информации, теорию игр и принятия решений, анализ систем голосования и т.д. Считается, что ученые, работающие в перечисленных и смежных областях наук, испытывают потребность в создании новой научной дисциплины. "Неудивительно поэтому, что многие из наиболее плодотворно работающих в этих нетрадиционных направлениях ученых как бы кочуют из одной области в другую, пытаясь снова и снова подобраться к чему-то все время ускользающему от них и найти для этого «чего-то» наиболее подходящий флаг.



Надо отметить, что роль критики в процессе развития науки является безусловно конструктивной и полезной, так как позволяет уточнить и прояснить основные понятия и предположения, модифицировать некорректные построения, определить взаимосвязи с другими областями знания.



 



2.2. Основные понятия системного анализа



Слово "система" широко используется в обыденной речи, являясь частью таких понятий, как система отопления, система розыгрыша первенства в спорте и т.д. Для того чтобы отделить научный смысл термина "система" от посторонних ассоциаций, в англоязычной литературе предлагались различные неологизмы, org, holon, integron, подчеркивающие соответственно органичность, целостность, интегральность, свойственные понятию системы. Однако эти неологизмы не прижились.



Хорошим примером является множество кирпичей и сложенный из них дом. Архитектура - это еще одно понятие, поясняющее смысл системности.



Труднее провести различие между понятиями системы и множества для менее организованных, слабо структурированных объектов. В рассмотренном выше примере с аркой и кучей камней арка дает возможность поддерживать груз. Но и куча камней может выдержать этот груз (и даже больший), правда, на существенно меньшей высоте. Кучи камней, содержащие одни и те же элементы, могут быть разными. Так, если куча камней окажется на территории музея и около нее будет висеть табличка с фамилией скульптора-модерниста, то цена этой системы будет значительно больше стоимости ингредиентов. Представим себе, что наша куча камней разбросана на некоторой площади в пустыне. В этом случае мы имеем множество камней. А если те же камни находятся в японском саду? Вежливый человек скажет, что камни расположены живописно, но посвященный знает, что расположение камней имеет нетривиальную структуру: из любой точки сада нельзя одновременно увидеть все камни. Таким образом, имеет место система с достаточно сложной, необычной структурой.



Ключевую роль в системном анализе играет понятие "структура", которое связано с упорядоченностью отношений, связывающих элементы системы. Структуры делятся на простые и сложные в зависимости от числа и типа взаимосвязей между элементами. Структуры часто носят иерархический характер, т.е. состоят из упорядоченных уровней. Проблема структуризации является одной из главных отличительных особенностей системных исследований. Подмножества элементов системы могут рассматриваться как подсистемы, состоящие в свою очередь из подсистем более низкого уровня. Однако следует иметь в виду, что разбиение системы на подсистемы зависит от целей исследования и, вообще говоря, неоднозначно.



В настоящее время под системой часто понимают "адаптивное целое", подчеркивая свойство системы сохранять свою идентичность в условиях изменчивости внешней среды.



Хотя прагматические возможности системного подхода пока еще достаточно скромны, его идеи и методы имеют безусловную педагогическую ценность для формирования и развития научного мышления, поэтапного подхода к исследованию сложных проблем. Рассматривая системный анализ как методологию не столько решения, сколько постановки проблем, выделим 11 этапов, следуя которым можно последовательно и системно анализировать конкретную проблему:



 




  1. Формулировка основных целей и задач исследования.

  2. Определение границ системы, отделение ее от внешней среды.

  3. Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.).

  4. Выявление сути целостности системы.

  5. Анализ взаимосвязей элементов системы.

  6. Построение структуры системы.

  7. Установление функций системы и ее подсистем.

  8. Согласование целей системы и ее подсистем.

  9. Уточнение границ системы и каждой подсистемы. 10. Анализ явлений эмерджентности.

  10. Конструирование системной модели.



 



Изложенный 11-этапный цикл системного анализа, конечно, не является догмой. Некоторые этапы исследования можно опускать, возможен возврат к предыдущим этапам. Более того, содержание каждого этапа допускает различные трактовки, большинство понятий строго не определено. Тем не менее каждый исследователь должен помнить об основных вехах на пути от постановки задачи к построению модели. Особенно полезно следование дисциплинирующей последовательности этапов системного анализа для студентов, аспирантов и молодых ученых.



 



3. Основные направления прикладного системного анализа



3.1. Классификация методологических подходов



 



Удобную и достаточно полную классификацию прикладных методологий системного анализа предложили английские ученые Р. Флад и М. Джексон[6]. Классификация позволяет проследить историю развития системных представлений, ориентированных на решение конкретных прикладных проблем, возникающих в социальной сфере и менеджменте.



Флад и Джексон справедливо полагают, что борьба между собой отдельных направлений системного анализа за монопольное владение всей сферой приложений не ведет к успеху. Значительно более продуктивен раздел сфер влияний, т.е. определение тех типов социальных систем, для которых наиболее эффективно использование конкретной методологии системного анализа. Поэтому они начинают с классификации социальных систем.



Следует иметь в виду, что разделение социальных систем на простые и сложные на самом деле является достаточно условным, размытым. Речь идет скорее о тенденциях, а не о реальном различении.



Если разделение систем на простые и сложные - традиционное, то классификация по виду участия элементов и подсистем (индивидов, групп) в социальной системе используется значительно реже. Флад и Джексон рассматривают три вида участия:



 




  1. Унитаризм - высокая степень согласия относительно целей, ценностей, установок. Все принимают участие в принятии решений.

  2. Плюрализм - интересы и ценности могут различаться, но согласие все же достижимо за счет компромиссов и выработки приемлемых решений, принимаемых всеми участниками.

  3. Принуждение - интересы, цели, ценности и установки различны, что нередко приводит к конфликтам, в результате чего одна часть системы навязывает свои решения другой части.



 



Данная классификация определяет шесть типов социальных систем. Если для каждого типа социальной системы выбрать методологии прикладного системного анализа, в наибольшей степени учитывающие специфику данного класса социальных систем, то результат можно представить в виде табл. 1.



Таблица 1. Основные методологии системного анализа

























Системы



Унитаризм



Плюрализм



Принуждение



Простые



1 . Исследование операций. Системотехника



3. Черчмен У. Методология стратегических предположений



5. Ульрих В. Методология критических систем



Сложные



2. Вир С. Методология жизнеспособных систем



4. Акофф Р. Методология интерактивного планирования; Чек-ленд П. Методология мягких систем



 




 


Методы исследования операций широко используются в самых различных областях человеческой деятельности, но главной целью этого научного направления является решение задач оптимальной организации производственных процессов [6]. Нахождение оптимальных - наиболее эффективных - решений требует использования математических методов и ЭВМ, поэтому последнее время исследование операций все чаще рассматривают как раздел информатики.



Во второй клетке табл. 1 рассматриваются тоже "жесткие" системы, но более высокой степени сложности. Для этого класса систем предложен целый ряд системных подходов, но наибольшую известность получила методология жизнеспособных систем С. Вира. Не будем подробно описывать теорию Вира, основанную на аналогиях между управлением организацией и функционированием нервной системы и мозга человека. Для социологов и политологов особый интерес представляет заключительная четвертая часть книги, посвященная участию С.Вира в чилийских событиях 1970-1974 гг. В 1971 г. Вир начинает создавать жизнеспособную систему с тем, чтобы Чили принадлежало всемирное лидерство в кибернетическом регулировании экономики.



Нахождение оптимальных - наиболее эффективных - решений требует использования математических методов и ЭВМ, поэтому последнее время исследование операций все чаще рассматривают как раздел информатики.



Под системотехникой понимается широкий класс методов проектирования как технических изделий, так и систем автоматизированной обработки информации. Поскольку сфера обработки информации на ЭВМ лавинообразно расширяется, то последнее время все большее внимание привлекают методы индустриализации производства систем обработки информации.





            Рисунок 1. Схемы взаимовсязей



Локомотивом когнитивного содружества, конечно, является теория искусственного интеллекта - ведь за ней стоят стремительно развивающиеся отрасли промышленности, связанные с производством компьютеров и электроники, развитием сети телекоммуникаций. Поэтому в когнитологии доминирует технологический подход к изучению знаний, а критерием качества когнитивных теорий является практическая реализация.



Теория искусственного интеллекта в когнитологии понимается весьма широко и включает в себя теорию информации, теорию принятия решений и в последнее время - теоретическую информатику. Развитие методов искусственного интеллекта являлось одним из условий создания пятого поколения ЭВМ. Однако период эйфории от успехов искусственного интеллекта, создания экспертных систем, полностью заменяющих человека в решении практических задач, в основном завершился, и в настоящее время ставятся более реалистические задачи - обеспечение технологического синтеза интеллектуальных возможностей человека и ЭВМ, разработка интерактивных систем визуализации информации, систем поддержки принятия решений.



 



3.4.  Когнитивные аспекты использования метафор



Метафора обычно рассматривается как видение одного объекта через другой. В когнитивных процессах сложные непосредственно ненаблюдаемые мыслительные пространства соотносятся через метафору с более простыми, хорошо знакомыми мыслительными пространствами (например, экономические и политические события сравниваются с играми, спортивными соревнованиями, производственные конфликты с войной и т.д.).



Когнитологи уделяют значительное внимание исследованию роли метафор в образовании, где главным становится коммуникативная функция метафор - описание и объяснение учебного материала в легко запоминающейся новой форме. Оказалось, что использование рассуждений по аналогии, основанных на инструктивных метафорах, имеет много преимуществ перед формальным изложением материала даже в таких предметах, как физика и программирование.



Метафоры помогают студентам осмыслить незнакомые, абстрактные концепции, углубить понимание материала. Студенты, свободно оперирующие метафорами, чаще находят нестандартные решения задач, способны самостоятельно формулировать новые задачи.



В методологии Флада и Джексона метафорам уделено особое внимание как средству обеспечения креативности - творческого подхода к проблемной ситуации. Разработчикам предлагается проанализировать проблему сквозь призму пяти базовых системных метафор: машины, организма, мозга, культуры и политики[2].



            На первом этапе просматриваются поверхностные аналогии изучаемой социальной системы с машиной, организмом и мозгом - эти метафоры традиционно используются управленцами. Метафора культуры организации также хорошо известна специалистам по теории менеджмента. Метафора политики фокусирует внимание на распределении властных полномочий в организации, проблемах принуждения, существующих конфликтах.



Выбрав на первом этапе подходящую метафору, исследователи начинают более детально и глубоко анализировать атрибуты системной метафоры (табл. 2), возможность их применения в данной ситуации с целью построения новой, свободной от выявленных недостатков социальной системы.



Отметим, что предложенные Фладом и Джексоном метафоры вызвали много критических замечаний, касающихся недостаточной обоснованности именно такого их набора.



Таблица 2. Основные атрибуты пяти системных метафор в методологии Флада и Джексона



Особенно досталось пятой социополитической метафоре, в качестве которой первоначально использовалась тюрьма. Очевидно, что метафора тюрьмы провоцирует односторонний взгляд на проблемную ситуацию, и в более поздних работах [43] Флад уточнил методологию подхода следующим образом:




  • первые три метафоры предназначены в основном для проектирования системы;

  • социокультурная метафора полезна в фазе обсуждения различных проектов, так как предполагается, что в процессе обсуждения происходит обучение и достигается взаимопонимание;



Социополитическая метафора предназначена для освобождения (disemprisoning) - обнаружения того, чьим интересам служат предлагаемые нововведения, а затем уменьшения степени принуждения.

 


 

4. Роль моделирования в социологии



В современной научной литературе понятия "модель" и "теория" трактуются неоднозначно, граница между ними размыта. В методологии науки признана в настоящее время следующая трактовка этих понятий:



            Модель - это концептуальный инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом или явлением. При этом функция предсказания, прогнозирования служит целям управления.



            Теория - более абстрактное, чем модель, концептуальное средство, основной целью которого является объяснение данных процессов, явлений. Функция предсказания в теории ориентирована на цели объяснения явлений.



Чаще всего в качестве основания для классификации моделей берется вид языка, на котором они формулируются:



 




  • содержательная модель формулируется на естественном языке;

  • формальная модель воплощается с помощью одного или нескольких формальных языков (например, языков математических теорий или языков программирования).



 


Если в естественно-научной среде моделирование нередко считают только математическим, то в гуманитарной сфере чаще используются содержательные модели, которым и посвящается основная часть данного учебного пособия. Чтобы разобраться во взаимоотношениях моделей различного типа, рассмотрим рис. 2.

 




Рисунок 2. Типы моделей


 



Любая модель является в конечном счете моделью объекта, фрагмента реальности (верхний уровень на указанной схеме). Наблюдая за объектом, индивид формирует в голове некий мысленный образ объекта, который будем называть когнитивной моделью. В данном случае когнитологи используют также термин "ментальная" модель, понимая под когнитивной моделью модель взаимодействия с объектом. В ряде работ термин ментальная модель относится только к индивиду, а термин когнитивная модель используется при описании других видов когнитивных систем. Термины "когнитивная" и "ментальная" модель пока не имеют



В общем случае вместо индивида может фигурировать любая когнитивная система устоявшейся трактовки, что объясняется междисциплинарным характером и слишком бурными темпами развития когнитологии.



Формируя когнитивную модель объекта, индивид, как правило, стремится ответить на определенные, конкретные вопросы, поэтому от бесконечно сложной реальности отсекается все ненужное с целью получения более компактного и лаконичного описания объекта.



Построение содержательной модели позволяет получить новую информацию о поведении объекта, выявить взаимосвязи и закономерности, которые не удается обнаружить при других способах анализа.



Описательной моделью можно назвать любое описание объекта. Объяснительные модели призваны ответить на вопрос, почему что-либо происходит. Прогностические модели должны описывать будущее поведение объекта, т.е. отвечать на вопрос, к каким изменениям приводит то или иное воздействие на исследуемый объект. Заметим, что прогностические модели совсем не обязаны включать в себя объяснительные модели. Нередко удается получить удовлетворительный прогноз на основе эмпирических обобщений, т.е. используя только данные описательной модели.



Концептуальной моделью называется содержательная модель, при формулировке которой используются теоретические концепты и конструкты данной предметной области знания. В более широком смысле под концептуальной моделью понимают содержательную модель, базирующуюся на определенной концепции или точке зрения. Формулировка концептуальной модели нередко представляет собой достижение определенного уровня абстрагирования на пути от предварительного описания объекта к его формальной модели.



 



5. Основные понятия теории социальных изменений



5.1. Типология социальных изменений



Почти все социологи-теоретики уделяют внимание проблемам социальной динамики. Тем не менее многие социальные кризисы оказались неожиданными и, более того, в рамках существующих теорий для происходящих перемен не удается найти разумные объяснения. Драматичные события последних лет вновь сделали необходимым пересмотр существующих концепций и категорий социальной динамики.



Изучая социальный объект в статике, мы предполагаем, что наблюдаемые его характеристики, как качественные, так и количественные, в течение определенного небольшого промежутка времени практически не изменяются (точнее, происшедшими изменениями можно пренебречь). Формально можно сказать, что в моделях статики время отсутствует.



В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.



Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Под социальным изменением будем понимать любое изменение характеристики наблюдаемого социального объекта. В табл. 3 приведена достаточно удобная типология социальных изменений, предложенная С. Ваго[1].



Таблица 3. Типология социальных изменений





























Размах



Малые изменения



Маргинальные изменения



Всеобъемлющие изменения



Революционные изменения



Направление изменений



Упадок



Прогресс



Временной горизонт



Краткосрочные изменения менее года



Среднесрочные изменения 1-5 лет



Долгосрочные изменения более 5 лет



Уровень изменений



Индивид, группа, организация, институт, общество




                                                                                                              



В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мульти-казуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.



 




  1. Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

  2. Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

  3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

  4. Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы.

  5. Социально-психологические причины - привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.



 



Малоизученной проблемой остается выбор необходимого темпа социальных изменений, темп перемен можно ускорить и замедлить, сделать неравномерным и сконцентрированным. С понятием темпа перемен связаны категории инертности социальных систем и социального трения.



 



6. Волны, экономической динамики



Динамика экономического развития безусловно связана с динамикой развития социальной, политической и культурной сфер. Все перечисленные процессы могут иметь собственные механизмы развития, но базисное, определяющее влияние на жизнь социума, по мнению большинства ученых, оказывают именно экономические факторы.



В последние годы в социально-экономической литературе при описании волновой динамики чаще всего используется термин "цикл".



 



Таблица 4. Виды экономических циклов































Наименование цикла



Политико-деловой



Деловой



Строительный (цикл Кузнеца)



Кондратьевский



Лидерства



Период



4-5



6-12



15-25



45-65



100-150



цикла, годы



 



 



 



 



 




 



 



 



 



 



 



В таблице 4 приведены периоды циклов, вызывающих у экономистов наибольший интерес.



Огромное число экономических исследований посвящено изучению различных циклов. Узнав о существовании циклов, политики пытаются использовать эти знания на благо общества, не забывая и о своих интересах. Если грядущие выборы совпадут с циклическим экономическим спадом, то избиратели (не читавшие книг по экономике) могут проголосовать против партии, находящейся у власти. Естественно, политики пытаются воздействовать на экономику, организуя тем самым так называемый политико-деловой цикл, период которого составляет 4 или 5 лет в соответствии с электоральным циклом конкретной страны.



 



7. Инновационные процессы



7.1. Основные понятия инноватики



Инновация (от позднелатинского innovatio - новация, новшество, нововведение) в широком смысле слова означает новый способ что-либо делать. Понятие инновации включает в себя открытие - приращение знания и изобретение - новый способ использования существующих знаний. Впервые термин "инновация" начал использоваться в антропологии и этнологии в XIX веке и первоначально означал процесс введения элементов одной культуры в другую.



Инновации в одной сфере жизни социума могут вызывать совершенно неожиданные изменения и в других сферах.



Значительное влияние на общество могут оказывать нововведения в сфере культуры и особенно идеологии. Считается, что вера в неизбежность прогресса способствовала развитию Европы в XVII-XIX веках.



Диффузия - процесс распространения инноваций внутри данной социальной системы, а также от одной социальной системы к другой. Если в былые времена процесс распространения какого-либо нововведения занимал несколько столетий, то в конце XX века развитие средств коммуникаций, снятие информационных барьеров способствовали резкому ускорению процессов диффузии. Следующий "большой скачок" будет связан с развитием компьютерных сетей связи.



Американский социолог П.Друкер (P. Drucker) выделил семь основных источников нововведений:



 




  1. неожиданное изменение ситуации, чей-то успех или неудача, реакция на непредвиденное внешнее воздействие;

  2. несоответствие между изменившейся реальностью и представлениями, ожиданиями людей;

  3. выявление недостатков в ходе, ритме, логике какого-либо процесса;

  4. изменения в структуре производства или потребления;

  5. демографические изменения;

  6. изменения в общественном сознании (настроения, установки, ценности);

  7. появление нового знания



 



Ряд ученых предлагает отличать инновацию от простого улучшения, локального усовершенствования продукта или процесса. Инновация требует для своего внедрения комплекса организационно-технологических изменений, реорганизации производственного процесса, обучения персонала, изменения поведения потребителей.



8. Современные теории структурной динамики 



8.1. Модели теории катастроф



В начале 70-х годов стал популярен термин "катастрофа", обозначающий скачкообразные изменения, возникающие при плавных изменениях значений параметров. В популярных изданиях теория катастроф рекламировалась как переворот в математике, сравнимый с изобретением дифференциального исчисления. За последние 25 лет появились сотни публикаций, в которых теория катастроф успешно применялась в естествознании и технике. Опубликованы также работы, в которых модели теории катастроф применялись в экономике, психологии, лингвистике, социологии.



После периода эйфории, вызванного широкой саморекламой, появились более трезвые оценки применимости теории катастроф. Более того, выяснилось, что многие серьезные результаты были получены до провозглашения новой теории.



Чаще всего неприятным сюрпризом для наблюдателя оказывается ситуация, в которой небольшие, постепенные изменения параметров ведут к неожиданно резкому, обвальному изменению поведения системы. Рассмотрим основные положения теории катастроф на качественном уровне, опуская математические детали.



Одной из наиболее популярных моделей теории катастроф является катастрофа "сборка", изображенная на рис. 5.



Здесь наглядно продемонстрированы качественные особенности катастрофического поведения систем. По осям а и b отложены значения независимых переменных, а по оси х - зависимой. Возможным положениям системы соответствует поверхность катастроф. Проекция этой поверхности на плоскость дает бифуркационную кривую (бифуркация от лат. bifurcus - раздвоенный).


Предположим, что непрерывному изменению значений параметров а и b на рис. 5 соответствует движение по кривой RT. В точке T происходит катастрофа - система скачком переходит с верхнего листа на нижний в точку P.

Анализ показал, что с ростом напряженности повышается вероятность волнений, а увеличение разобщенности связано с характером волнений - они становятся более внезапными и яростными.



 



9. Модель гонки вооружений Ричардсона



Рассмотрим следующую ситуацию, в которой могут оказаться две враждующие страны. Первая страна ("желтые") вооружается, опасаясь потенциальной угрозы войны с соседней враждебной страной ("зеленые"). В свою очередь "зеленые", зная о росте затрат на вооружение у "желтых", также увеличивают расходы на вооружение. Предположим, что каждая страна изменяет скорость роста (сокращения) вооружений пропорционально уровню затрат другой. Математически эта ситуация может быть смоделирована



 следующим образом. Пусть x(t) - расходы на вооружение "желтых" к моменту t >0, y(t) - то же, но "зеленых". Тогда простейшая модель гонки вооружений может быть сформулирована в виде системы двух линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами.



Модель имеет очевидный недостаток: рост затрат на вооружение ничем не лимитируется. Естественно предположить, что чем больше текущий уровень затрат на оборону, тем меньше скорость его роста (отрицательная обратная связь). Получаем следующую систему уравнений.



где а, Ъ,т,п - положительные константы.



Рассмотрим третий постулат, включенный Л. Ричардсоном в модель: государство наращивает вооружение, руководствуясь своими державными притязаниями и враждебностью к другим государствам, даже если другие страны не угрожают существованию данного государства. Обозначим соответствующие коэффициенты претензии через г и s (г >0 и s > 0). Если г < 0 и s < 0, то их можно назвать коэффициентами доброй воли.



Элементарный анализ модели. Одним из важнейших свойств, которые "разумно" потребовать от гонки вооружений, является стабильность.



Геометрическая интерпретацию можно посмотреть на рисунке 6: а - при г > О; б - при г < О



Из школьного курса алгебры известно, что прямая G делит плоскость (х, у) на две полуплоскости.






Рисунок 6. Геометрическая интерпретация модели



 



Для проверки своей достаточно упрощенной модели Ричардсон собрал данные о гонке вооружений перед первой мировой войной (1909-1913 гг.). Данная модель оказалась достаточно точной.



Оказалось, что из 30 конфликтов, сопровождавшихся гонкой вооружений, 25 закончились войной. При отсутствии гонки вооружений только три из 70 конфликтов привели к войне.



 



10. Заключение



Для социальной теории главная проблема заключается в том, что в результате взаимодействия человеческого и искусственного интеллектов рождается качественно новая, виртуальная реальность, причем изменения носят глобальный характер. Глобальная информатизация общества, развитие компьютерных сетей приводит к тому, что многие виды бизнеса, сферы обслуживания, формы досуга все активнее перемещаются в виртуальное пространство. Появляются не только новые формы общения, но и новые искусственные объекты, с которыми люди могут общаться, устанавливать прочные социальные связи.



Происходят изменения в трудовой этике. На Западе во многих фирмах сотрудники, приходя на работу, даже не здороваются с коллегами - все общение осуществляется только по компьютерной сети.



Возможности посещения виртуальных магазинов и музеев, общение с интересными собеседниками, живущими в разных городах и странах, уже сегодня заставляет многих энтузиастов проводить львиную долю свободного времени за компьютером. В скором времени каждый человек получит возможность в течение своей жизни прожить несколько виртуальных жизней с последующей виртуальной реинкарнацией и виртуальным бессмертием.



К числу безусловных достижений глобальной информатизации общества, несомненно, относится кардинальнее расширение возможностей доступа к мировой сокровищнице знаний. Известно, что финансовые трудности значительно сокращают поступление зарубежной научной литературы в отечественные библиотеки. Однако развитие Интернета, создание полнотекстовых электронных баз журнальных статей частично ликвидируют последствия кризиса.



Однако у грядущего информационного изобилия могут быть неочевидные негативные последствия. Действительно, через 5-7 лет в ответ на запрос по любой социологической проблеме Интернет выдаст километры книжных и журнальных текстов. Успешная борьба с грядущим информационным потопом возможна только в случае своевременного осознания социологическим сообществом необходимости кардинального переструктурирования всего социологического знания. Одним из перспективных направлений реформирования социологической теории является развитие модельного подхода к структурированию социологических знаний.



 



11. Список литературы




  1. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений / Ю.М. Плотинский — Изд. 2-е, перераб. и доп. — M.: Логос, 2001. ‒ 296 с.

  2. Ю.Н. Давыдов. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 3. / Отв. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. — М.: Канон, 1998. - 448с.

  3. Энциклопедия экономиста. Предметы и объекты социологии [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.grandars.ru — (Дата обращения: 12.12.2016).  

  4. Социология: методическая помощь студентам и аспирантам [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.smolsoc.ru — (Дата обращения: 12.12.2016).




 




 



Источник: http://.
Категория: Конспекты (курсы КП и ПК) | Добавил: stylepro131 (26.12.2016) | Автор: Косырев О.В.
Просмотров: 567 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта