Олимпиада "Наноэлектроника"
Неофициальный сайт

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените сайт олимпиады
Всего ответов: 122
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Компьютерный практикум и ИТ (МИФИ) » Конспекты (курсы КП и ПК)

Поэзия и проза инженерного и педагогического труда
НИЯУ МИФИ Факультет «Автоматики и электроники» Кафедра «Микро- и наноэлектроники» Курс «Компьютерный практикум» Поэзия и проза инженерного и педагогического труда Преподаватель: доцент В.А. Лапшинский Подготовил: студент А4-11 Панков Иван Москва 2014
vanderpankov Аннотация Конспект представляет собой изложение педагогического труда Льва Николаевича Патрикеева, который могут перенять как опытные преподаватели, так и начинающие преподавать Глоссарий
  • НИЯУ МИФИ – Национальный исследовательский ядер-ный университет МИФИ, г. Москва
  • Поэ́зия — особый способ организации речи; словесное художественное творчество, преимущественно стихо-творное
  • Про́за — устная или письменная речь без деления на со-измеримые отрезки — стихи.
  • Мемуа́ры — записки современников, повествующие о со-бытиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев
Содержание
  • Введение
  • Теория поэтапного формирования умственных способностей
  • Основные понятия педагогической психологии
  • Теоретически грамотный учебный процесс
  • Примеры оригинального педагогического опыта
  • Заключение
  • Список литературы
Введение
Книга, которую выдержите в руках, отличается от обычных мемуаров…
рис.1
Этот конспект посвящен третьей главе книги воспомина-ний Л.Н. Патрикеева (рис.1), к 80-летию которого приурочен вы-ход в свет этой книги. В этой главе изложен многолетний опыт преподавания автора в МИФИ, уникальный и бесценный. Теория поэтапного формирования умственных способностей
рис.2
Теория поэтапного формирования умственных способно-стей, разработанная П.Я. Гальпериным (рис.2) и его учениками, рассматривает учение как систему определенных видов дея-тельности. Выполнение которых способствует приобретению учеником или студентом новых знаний и умений. Каждый вид деятельности учения состоит из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели. Центральное звено теории – действие, как единица любой человеческой деятельности. Действие по выполненным функциям можно разделить на три части, и оно может иметь три формы. Основные понятия педагогической психологии Психология устанавливает законы формирования слож-ных потребностей личности, рассматривая их как продукт обще-ственной истории и не отрывая этих законов от анализа тех фи-зиологических механизмов, которые лежат в их основе. Психология представляет собой целую систему дисцип-лин, изучающих психическую деятельность человека в различ-ных аспектах. Сознательная деятельность человека отличается от поведения животных. Психология выделяет здесь три важных отличия:
  • Деятельность человека не обязательно связана с биоло-гическими мотивами.
  • Поведение человека, основанное на осознании явления, свободно.
  • Человек усваивает общечеловеческий опыт, передаю-щийся в процессе обучения.
Существенные изменения в сознательную деятельность человека внесло возникновение языка. Под памятью понимают запечатление следов прежнего опыта. Основные виды памяти:
  • последовательные образы;
  • наглядные образы;
  • образы представления;
  • словесная память.
Важнейшее для обучения в вузе поведение - интеллекту-альное, которое характеризуется:
  • мышлением;
  • речью;
  • способностью решать практические конструкторские за-дачи.
Теоретически грамотный учебный процесс
  • Студенты получают необходимые разъяснения о цели действия, его объекте, системе ориентиров (информа-ционный этап).
  • Студенты выполняют действие во внешней материаль-ной форме с развертыванием всех входящих в него операций.
  • Действие может быть обобщено путем введения ситуа-ций с неопределенным составом условий. Здесь речь становится самостоятельным носителем всего процесса учения (громкоречевой этап).
  • Этап развернутого мышления про себя. Похож на пре-дыдущий, однако действие выполняется беззвучно, проговаривается «про себя».
  • Действие, приняв умственную форму, быстро начинает сокращаться и «автоматизироваться». Теперь это акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открыт продукт этого процесса. Первый, второй и третий этапы – аудиторные, четвертый и пятый – внеаудиторные, выполняются студентом самостоя-тельно.
Примеры оригинального педагогического опыта
рис.3
Во время преподавания в МИФИ автор принял на воору-жение довольно много методик обучения, однако самыми инте-ресными он считает две находки. Во-первых, многолетнее на-блюдение замдекана факультета «А» Б.Н. Кувшинникова и, во-вторых, откровения профессора О.А. Вальднера. Борис Николаевич Кувшинников обнаружил теснейшую связь между академической успеваемостью студентов по любым дисциплинам с их общественной активностью в учебной группе. Он провел несколько серий экспериментов, во время которых на экзаменах, выставляя студентам оценку по своему предмету, одновременно просил каждого инкогнито оценить характер отношений его товарищей по группе со всеми остальными студентами по десятибалльной шкале. В итоге, средняя статистическая оценка, выставленная студентами своим товарищам, коррелировала с оценками, выставленными преподавателями студентам по каждой дисциплине! Таким образом, напрашиваются простейшие, во многом интуитивные выводы: • для повышения успеваемости полезно приложить максимум усилий для создания в группе дружеской атмосферы: • налаженный, регулярный, объективный мониторинг общественных отношений в группе мог бы служить пово-дом отмены экзаменов и более рационального использования освободившегося времени. Второй методический прием содержался в рассказе профессора Олега Анатольевича Вальднера (рис.3). Олег Анатольевич был мастером организации малых учебных групп, которым поручалась совместная исследователь-ская работа по различным научным темам. Такие группы всегда отличались высокой учебной и общественной активностью. Экзамен же проводился со всей группой по билетам, в котором было 2 или 3 вопроса в зависимости от семестра. Студент должен был в течении 30 минут дать письменные ответы на вопросы билета. По истечении указанного времени экзаменатор собирал все листы и отправлял студентов отдыхать, а сам быстро оценивал ответы. Будучи хорошо знакомым с каждым студентом, О.А. Вальднер тратил на проверку 20-25 работ не более 40-50 минут. Далее в аудиторию приглашалась группа и студентам озвучивались их оценки. Заключение Данный конспект отражает лишь ту малую часть, которую можно узнать, прочитав данную книгу. Каждый найдет в ней для себя что-либо полезное, ведь Льву Николаевичу есть чем поде-литься с нами. Особенно основное содержание должно быть с интересом воспринято молодыми выпускниками втузов, решив-ших посвятить себя преподавательской деятельности. Автор – человек с огромным жизненным опытом, и с таким же опытом преподавательским. В конспекте затронуты следующие темы, поднятые Львом Николаевичем: основы психологии, понятия и определения, построение грамотного учебного процесса. Рассмотрены интересные случаи преподавательского опыта, подробно изложена теория поэтапного формирования ум-ственных действий. Список литературы
  • Л.Н. Патрикеев «Поэзия и проза инжеренного и педагогического труда» / Глав. Ред. Д.К. Новикова – М.: Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний 2012 г. – 175с.
  • Материал из «Википедии» о Гальперине Петре Яковливиче.
  • Лапшинский В.А. Методические рекомендации по оформлению кон-спекта. – М.: МИФИ, 2013. – 10 с.
Категория: Конспекты (курсы КП и ПК) | Добавил: Van^ (23.06.2014) | Автор: VANDERPANKOV
Просмотров: 512 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта