Олимпиада "Наноэлектроника"
Неофициальный сайт

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оценка сайта нано-е.рф
Всего ответов: 58
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Компьютерный практикум и ИТ (МИФИ) » Конспекты (курсы КП и ПК)

Поэзия и проза инженерного и педагогического труда

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ

 

Центр превосходства «Наноструктурная электроника»

Кафедра: «Микро- и наноэлектроника»

 

 

 

«Компьютерный практикум-16»

«Поэзия и проза инженерного и педагогического труда»

 

 

 

 

                                                                                                        Выполнил: студент группы А04-09 Желудков Н.В.

                                                                                          Преподаватель: доцент В.А. Лапшинский

 

 

Москва 2016

(версия 1.2, 21 мая 2016)

 

 

 

  Zheludkov  

/makeSomeNoize/

 

 

Аннотация

Данная книга является не только мемуарами прекрасного человека, верного семьянина, великолепного преподавателя и педагога Льва Николаевича Патрикеева, профессора кафедры микро- и наноэлектроники, но также данное произведение представляет собой фолиант бесценных знаний для тех людей, которые хотят связать свою дальнейшую жизнь с педагогикой и образованием. Данный трактат рекомендуется к прочтению всем желающим, поскольку по прочтению книги вы поймете, по утверждению автора, что «в жизни либо всё замечательно, либо исключительно замечательно!». Ни этого ли позитивного мышления и отношения к судьбе не хватает в нашей жизни?

Ключевые слова: инженерный труд, педагогический труд.

Глоссарий

Транзистор - радиоэлектронный компонент из полупроводникового материала, обычно с тремя выводами, позволяющий входным сигналом управлять током в электрической цепи.

Диод – электронный элемент, обладающий разность проводимостью в зависимости от направления тока.

Тиристор - полупроводниковый прибор, выполненный на основе монокристалла полупроводника с тремя или более p-n-переходами и имеющий два устойчивых состояния: «закрытое» состояние — состояние низкой проводимости; «открытое» состояние — состояние высокой проводимости.

Оглавление

1.Детство, юношество, студенческая жизнь

2.Инженерный труд и интуитивная педагогическая практика

3.Основы педагогики и психологии

4.Жизненный и педагогический рост

5.Свободный научный и педагогический труд

6.Список литературы

 

Детство, юношество, студенческая жизнь

Я родился в семье строителей (Рисунок 1). Это произошло в 1932 году в Москве в роддоме на Миусской площади. Мой отец – Николай Иванович Патрикеев, отслужив, как и все тогда один год солдатом в армии, в 1920 году поступил на рабфак и в 1929-м окончил строительный факультет МВТУ им. Н.Э. Баумана. Моя мать – Вера Дмитриевна Плетнёва, по профессии сметчик, познакомилась с отцом в 1930 году, и до 1954 года они жили дружной семьёй в гражданском браке, расписавшись официально только в 1954. В 1933 семья переехала В Комсомольск-на-Амуре. В конце 1934 года в Челябинске развернулась еще одна гигантская стройка. И отца тут же отправили на Урал. Вслед за отцом мы с мамой кочевали из Челябинска в Кемерово. В 1940 году отца вновь призвали в армию и направили в Эстонию стоить оборонительные сооружения. В сентябре 1940 года мама отвела меня в первый класс 173-й московской школы. В начале 1941 года наша семья вновь объединилась на острове Осмуусаар.[1]

Ранним утром 22 июня 1941 года мы с мамой узнали о том, что началась Великая Отечественная война. 23 июня по местному радио объявили воздушную тревогу. Все женщины с детьми из нашего барака потихоньку побежали в наш лесок, прихватив с собой бидончики с водой и легкие сумочки с провизией. 

В середине августа всему нашему семейству удалось получить разрешение и проездные билеты до Новосибирска, в то время как отец служил на острове Даго. Спустя некоторое время мы с семьей перебрались в Якутск. Жизнь в Якутске запомнилась отсутствием карточек на продовольствие. Несколько раз мама водила меня в якутский театр. В 1943 году папа прилетел к нам. Весть об окончании войны застигла нас на Амурской флотилии, после чего мы отправились в Москву.

В середине июня 1945 мы наконец оказались в своей московской квартире. Из-за того, что нам пришлось ютиться в одной квартире с другой семьёй, мама перевезла нас в Тарусу под Калугой, где 1 сентября я пошел в школу. Отдельно хочется отметить моего учителя математики Федору Павловичу Абрамову, пожилого преподавателя. Даже если она себя чувствовала не очень, она находила силы приходить на каждое занятие. Нравились помимо математики еще два предмета: география и физика. В конце пятого класса многие ребята увлеклись спортивной гимнастикой и также запился и я. В седьмом классе меня приняли в комсомол. Лето в перерыве между учебой я проводил в Тарусе. Так, от года к году, то посещая школу, то отдыхая в каникулы на дачах, незаметно пролетело счастливое детство.

Рисунок 1 - молодой автор с родителями

Начались выпускные экзамены. После окончания экзаменов я получил аттестат об окончании школы и серебряную медаль. После того, как не состоялось мое поступление в академию им. Жуковского, я поступил на инженерно-физический факультет МВТУ им. Н.Э. Баумана. Что мне запомнилось из жизни в МВТУ? Первое – это жесткая требовательность и одновременно заботливая доброжелательность со стороны преподавателей. Второе – великолепная практика на литейном заводе. 

В ММИ кроме нас, бауманцев, перевели студентов МЭИ и мехмата МГУ. Общественная жизнь в те годы кипела в институте. В 1952 в нашей группе появился интерес к байдарочному туризму. Так или иначе, но с января 1952 года все восемь двухместных байдарок типа «Луч» попали в руки нашей студенческой группы. Эти судёнышки были сделаны предшествующим поколением байдарочников ММИ своими руками [1,3].

Весной 1954 года я в устной форме попросил у него разрешения съездить на утиную охоту. Однако, вернувшись в МИФИ, мы встретили в своей группе полное недопонимание нашего постыдного бегства от занятий. Ребята задали нам массу вопросов и дело закончилось вполне по-домашнему: нам позавидовали и не предъявляли особых претензий. Поэтому незадолго перед защитой дипломного проекта меня вызвал декан нашего факультета, профессор Георгий Александрович Тягунов и предложил остаться инженером на кафедре «Электроника». Мне нравилась эта кафедра и я согласился. Так началась творческая инженерная работа (Рисунок 2).

Рисунок 2 - выпускники студенческой группы автора

 

Инженерный труд и интуитивная педагогическая практика

Первой моей инженерной работой стала модернизация двух базовых лабораторных практикумов лаборатории импульсной техники и усилителей. Результатом этой работы явилась замена старых лабораторных макетов новыми. Работа по модернизации практикумов позднее завершилась написанием оригинального учебного пособия - «Сборника лабораторных работ по импульсной технике».

По возвращению из похода по Лемве 19 октября 1961 года состоялась моя свадьба с Эльвирой Яковлевной Фрумкиной. Еще весной, во время одного из посещений друзей по даче в Бронницах, я был очарован великолепием огромных газ племянницы нашей соседки Раисы Михайловны. Несколько раз мы встречались на даче, ходили за грибами, вместе купаться. Мое признание и предложение были приняты, и свадьба состоялась 19 октября [1].

 На другой день после бракосочетания началось наше свадебное путешествие в Ленинград и Таллин. Во время поездки в Ленинград мы посетили с визитом моих многочисленных родственников. В 1963 году моя драгоценная супруга подарила всей нашей дружной патрикеевской семье моего первенца Диму (Рисунок 3).

Рисунок 3 - счастливые родители с первенцем Димой

23 января 1965 исполняющийся обязанности министра высшего и среднего специального образования РСФСР С. Никишов подписал Приказ №72 об организации с 1 февраля 1965 года В Московском инженерно-физическом институте кафедры микроэлектроники.

Идя навстречу предложению И.И.Степаненко, ректор МИФИ В.Г.Кириллов-Угрюмов не без юмора присвоил нашей кафедре, по сути выделившейся из кафедры №3, номер 27 (3 в кубе). Для проведения полномасштабного учебного процесса на кафедру были приглашены О.Р. Мочалкина, Б.В. Малин, В.А. Кузьмин, А.Г. Алексен­ко. В качестве преподавателей с кафедры № 3 были переве­дены на кафедру № 27 доцент И.П. Степаненко и старшие преподавателе Л.Н. Патрикеев, О.И. Рогачева и И.А. Абританина. При активном участии всех приглашенных сотрудников промышлен­ности и с учетом уже накопившегося у мифистов опыта составления учет­ных планов не только в МИФИ, но и в других вузах был разработан учеб­ный план, по существу, новой специальности. Вот уже 46 лет этот план почти не меняется.

 Ещё в 1962 году И.П. Степаненко предложил мне перейти от рутинной, ка он говорил, инженерной работы к педагогической деятельности. Как моле дому старшему преподавателю он поручил мне разработать учебную программу и вести в качестве базового курс «Генерирование и преобразована частоты». Этот курс включал в себя лекции, семинарские упражнения и лабораторные работы.Ко времени начала моей педагогической работы уже накопился опре­деленный инженерный опыт, и вместе с постижением литературного мате­риала постоянно возникала необходимость включать в программу занятий схемотехнические упражнения не только на ламповой, но и на транзистор­ной основе. Несколько раз в период чтения моих первых лекций и проведе­ния семинаров ко мне на занятия приходили И.П. Степаненко и Т.М. Агаханян. Такие посещения всегда заканчивались дружескими обсуждениями и советами по развитию направленности курса.

 

Основы педагогики и психологии

Психология представляет собой целую систему дисциплин, изучающих психическую деятельность человека в различных аспектах. Поэтому любому преподавателю полезно знакомство с механизмами таких познавательных процессов, как ощущение и восприятие, внимание, память, воображение мышление. Также, как и основными видами памяти (Схема 1)

Конечно, необходимо также иметь представление о строении психической деятельности человека и грамотной регуляции его активности. У человека появляются подлинно интеллектуальные формы поведе­ния. при которых сложные задачи сначала решаются в уме, а затем осу­ществляются во внешних действиях [1,3,4].

 Речь — это процесс передачи информации, пользующийся средствами языка. Различают две формы речи: общение, когда участвуют два лица, и орудие мышления, когда рассуждает один человек.

Схема 1 - Основные виды памяти в общей теории психологии

На первом этапе студенты получают необходимые разъяснения о цели дей­ствия, его объекте, системе ориентиров. Это этап предварительного озна­комления с действием и условиями его выполнения. П.Я. Гальперин назы­вает его этапом составления схемы ориентировочной основы действия. Мы для краткости называем его информационным. В учебном процессе этот этап полнее всего реализуется на лекции, или при самостоятельном чтении учеб­ника, просмотре учебного видеофильма, или, наконец, во время экскурсии на конкретное производство.

Вместе с И.Т. Гусевым и ректором МИФИ В.М. Колобашкиным мы реши­ли использовать результаты неожиданного альянса с МГУ и организовали, заключив договор о сотрудничестве с факультетом психологии МГУ. Дополнительным аргументом для организации УППОП было то, что 80-85 % преподавателей МИФИ никогда не изучали ни педагогики, ни психологии и свой педагогический потенциал накапливали путем проб и ошибок. Пришлось мне самому, изучив множество монографий по этим про- темам, составить программу 20-часового лекционного курса и 12-часовых упражнений для УППОП МИФИ. До 1982 года я читал этот курс и вел соответствующие семинарские для более чем 600 профессоров, преподавателей и аспирантов нашего института. Во время семинаров, проводимых для каждого ежегодного набора слуша­телей УППОП МИФИ, мы организовывали экскурсии на кафедры различ­ных факультетов МИФИ. Другим способом знакомства с педагогическим опытом родственных кафедр были доклады заведующих кафедрами, кото­рые рассказывали о реальных учебных заботах своих коллективов и ориги­нальных методиках, способствовавших достижению поставленных перед кафедрами целей. Такой усиленный подход был принят с благодарностью. Во-первых, слушатели близко знакомились с направлениями учебной и на­учной работы в различных коллективах и, во-вторых, могли позаимствовать положительный опыт коллег.

Лично для меня, пожалуй, неожиданными и, безусловно, продуктив­ными оказались две методические находки. Во-первых, многолетнее на­блюдение и исследование замдекана факультета «А» Б.Н. Кувшинникова и, во-вторых, откровения профессора О.А. Вальднера о его методике приема экзаменов.

 

Жизненный, научный и педагогический рост

Во время семинаров, проводимых для каждого ежегодного набора слуша­телей УППОП МИФИ, мы организовывали экскурсии на кафедры различ­ных факультетов МИФИ. Другим способом знакомства с педагогическим опытом родственных кафедр были доклады заведующих кафедрами, кото­рые рассказывали о реальных учебных заботах своих коллективов и ориги­нальных методиках, способствовавших достижению поставленных перед кафедрами целей. Такой усиленный подход был принят с благодарностью.

В 1953 году директором ММИ назначили молодого профессора из Том­ска Клавдию Васильевну Шалимову. Мы знали, что она глубоко интере­суется полупроводниковыми материалами и организовала в институте ка­федру физики полупроводников. С ней у меня лично сложились добрые и, можно даже сказать, дружественные отношения.

По приглашению И.П. Степаненко в сентябре 1969 года проблемную лабораторию нашей первой в СССР кафедры микроэлектроники посе­тил министр электронной промышленности СССР В.Г. Колесников. Он внимательно ознакомился с направлениями всех наших НИР и особенно выделил работу схемотехников, разрабатывающих микропроцессорную тематику (под руководством И.И. Шагурина). Однако, учитывая государ­ственную важность обеспечения радиационной стойкости прежде всего космической радиоэлектронной аппаратуры, он поддержал открытие в МИФИ на базе нашей кафедры отраслевой лаборатории по этому направ­лению.

Я обратился к идее создания музея. Виктор Михайлович Колобашкин, Алексей Михайлович Епанешников, секретарь парткома, первый проректор Иван Трофимович Гусев, деканы факультетов и представители многих кафедр и подразделений института весьма доброжелательно отнеслись к этому предложению. Кафедра физики твердого тела предложила в качестве экспонатов макет лазера № 4 — базы дипломной работы Н.Г. Басова, генератор нейтронов, действующую голографическую установку, используемую для медицинских анализов и переводов с любого языка на любой (включая японский и ки­тайский). Кафедра автоматики не пожалела для музея уникальный, первый в СССР миниатюрный переносной телевизор, разработанный доцентом кафедры Г.Н. Алексаковым, и глубоководную автоматическую станцию зондирования различных параметров океана, созданную под руководством профессора В.М. Плужникова. Потоком шли фотографии, альбомы фото­графий, учебные пособия и монографии. Попал в музей и флаг СССР, водруженный на Северном полюсе экс­педицией атомного ледокола «Ленин», в проектировании, строительстве и плавании на котором принимали участие выпускники МИФИ (в част­ности, автор его реактора Герой Социалистического Труда Н.С. Хлопкин).

Еще весной 1980 года Игорь Павлович доверительно, под абсолютным секре­том, сообщил мне о том, что ему вынесли тяжелый раковый диагноз, и они с Ниной Павловной, его супругой, начали сверхактивную борьбу с обнару­женным недугом. Незаметно приблизился день 60-тилетия основателя нашей кафедры. На втором этаже столовой МИФИ, где теперь располагается Технопарк и кафедра международных отношений, состоялся великолепный по тем временам банкетный прием. Никто из гостей даже не подозревал о болез­ненном состоянии юбиляра. На следующий день после банкета ранним утром Игорь Павлович поз­вонил мне домой и попросил встретиться на кафедре. Я предполагал, о чем может пойти речь, но был поражен откровением Игоря Павловича. Он со­общил мне, что на вчерашнем заседании не смог выпить не только конья­ка, но даже ни одного глотка воды! Похороны Игоря Павловича состоялись на Ваганьковском кладбище при активнейшей работе Нины Павловны. Она смогла (конечно, за прилич­ное вознаграждение) похоронить супруга почти у самого входа на кладбище.

Осенью того же 1982 года буквально в 3—4 метрах от его могилы страна по­хоронила Владимира Высоцкого. Могила знаменитого поэта теперь служит ориентиром для тех коллег и друзей Игоря Павловича, которые выражают желание поклониться его прах [1,3].

 

Свободный научный и педагогический труд

В 1999 году А.Г. Алексенко вместе со мной пригласи­ли (по совместительству) на работу в Институт на­нотехнологий, который на базе Международного фонда конверсии организовал Михаил Арсенович Ананян. Весь институт возник благодаря труду и успехам изобретательного инженера Петра Нико­лаевича Лускиновича, который по сути создал первый отечественный тун­нельный микроскоп, получивший название «Луч-1». В состав ИНАТ МФК ,Ананян включил постоянно пополняемую выставку инновационных разра­боток различных предприятий страны.Перед представителями МИФИ были поставлены задачи организации в ИНАТ учебно-научного наноцентра и практической подготовки кадров для зарождающейся наноиндустрии. С возложенными на нас задачами мы с Алексенко и моими уировцами и практикантами справились примерно за полтора года. За это время мы отремонтировали выделенные для нано­центра помещения; вникли в работу и во все, связанные с эксплуатацией «Луча-1» технические и организационные процессы и методики; познако­мились со многими уже появившимися в вузах иностранными микроскопа­ми (МГУ, ИНГУ, МИЭТ) и лабораторными работами, поставленными на базе этих инструментов.

В один из дней осени 2008 года, когда я находился в нашей Клинической больнице № 83, в моем мобильном телефоне раздался голос нового ректо­ра МИФИ Михаила Николаевича Стриханова. Он произнес несколько слов: «Лев Николаевич, возвращайтесь в МИФИ».

С одной стороны, это было официальное признание наших учебно-научных успехов, достигнутых в На­ноцентре МЭИ. С другой — этот звонок ознаменовал приглашение к науч­ному и педагогическому сотрудничеству по нанопроблематике, активно под­держиваемой М.Н. Стрихановым, исключительно на базе НИЯУ МИФИ. После выписки из больницы мы с М.Н. Стрихановым встретились и оговорили мое «возвращение» вместе с А.Г. Алексенко и Н.В. Долгопо­ловым. 

Моя дружба с издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» началась еще в конце прошлого века. Доцент кафедры № 2 Борис Иванович Копылов, блес­тяще совмещавший работу доцента МИФИ и редактора издательства, насто­ял на том, чтобы вместе с учениками И.П. Степаненко мы постарались обно­вить, дополнить и издать второе издание его «Основ микроэлектроники». Силами данного издательства напечатана и эта книга.

 

 

Список литературы 

1. Поэзия и проза инженерного и педагогического труда / Л.Н. Патрикеев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 175 с.

2.Верстка. Требования к оформлению книг / Уч. пособие для студентов по специальностям «Издательское дело», «Дизайн», «Реклама» / Сост. Минаева О.Е. – М.: ФГОУ СПО «МИПК им. И. Фёдорова», 2011. – 60 с.

3.http://wiki.mephist.ru/  – неофициальный сайт, посвященный истории МИФИ

4. Лапшинский В.А. Информатика: Компьютерный практикум: решение практических задач в среде MS.Office. – М.: МИФИ, 2007. – 104 с.

5.http://www.pedagogics-book.ru/ - сайт, освещающий педагогические методики, применяемые в высших образовательных учреждениях.

 

Категория: Конспекты (курсы КП и ПК) | Добавил: nikitazheludkov (29.05.2016)
Просмотров: 515 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта