Статистика |
Онлайн всего: 4 Гостей: 4 Пользователей: 0 |
|
История и эволюция шрифтов. Шрифты русского алфавита
Научно-исследовательский ядерный университет
Московский инженерно-физический институт
Факультет «Автоматики и электроники»
Кафедра «Микро- и наноэлектроники»
Курс «Компьютерный практикум»
История и эволюция шрифтов. Шрифты русского алфавита
Преподаватель: доцент В.А. Лапшинский
Подготовил: студент А4-09 Галстян Р.О.
Москва 24.05.2012
Содержание
1.Введение 2.История развития шрифтов 3.Славянские шрифты 4.Современные шрифты 5.Художественный облик шрифтов 6.Основные характеристики шрифтов 7.Заключение 8.Список используемой литературы
1.Введение
Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографическом смысле шрифтом называется комплект типографских литер(рис.1) , предназначенных для набора текста. Шрифты являются неотъемлемой частью граффити, а такжетэггинка и бомбинга. Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.
2.История развития шрифтов
Первой письменной формой передачи мысли была пиктография — рисунки на стенах пещер и на скалах. Узелковое письмо как форма передачи информации стало переходной формой от рисунка к графическому письму. Идеография — следующий этап.
Иероглифы Древнего Египта, знаки-символы были предшественниками современного письма. Немного позже, иероглифы использовались для передачи начального звука названия предмета, явления, события, но полного перехода на фонетическое письмо не произошло.
Первый алфавит литеро-фонетического письма создали Финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира — греческого, латинского, славянского и прочих.
Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм — круга, треугольника,отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе.
Латинский и русский алфавит построены на единой графической основе и возникли они с древнегреческих надписей — капиталов.
Маюскул высекался на на каменных плитах, колоннах, триумфальных арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата. Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и засечками. Более узкие и декоративные литеры — рустика. Ещё вариант рукописного римского письма —курсив.
В VI веке появляется новый стиль письма — унциал. Литеры этого шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Развитие данного шрифта является полуунциал. Этот период стал переходным от маюскульного письма к минускульному.
В IX веке распространяется каропингский минускул — шрифт, литеры которого используются и в наше время. В XI—XII веках развивается готическое письмо. Готический шрифт имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, бастарда, ротунда, декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура.
Круглоготический, швабский шрифт стал переходной формой к письму эпохи Возрождения. В это время возростает внимание ко всему античному, копии античных текстов переписывают шрифтом, получившем название «антиква». В это же время появляются первые трактаты про строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга. Автор трактата Лука Пачоли.
В трактате Жуффруа Тори «Цветущий луг», литеры построены в квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей. Альбрехт Дюрер разработал свой шрифт, литеры которого также вписывались в квадрат.
В XV веке типографы изготовили новые печатные шрифты. Среди пионеров были Николя Жансон, Альд Мануций и Клод Гарамон. Шрифт Гарамона стал основой для множества современных шрифтов. Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй половине XVIII — начале XIX веков в шрифтах Дидо.
3.Славянские шрифты
В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица. Самые древние шрифты — устав и полуустав(рис.2) — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Нею писались грамоты и официальные документы.
Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта. В середине XVI века появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Федоровича, изданная в 1564 году. Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы
4.Современные шрифты
На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей(книг, газет, плакатов, афиш, рекламы).
Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленный), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов. ХХ век породил новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Поля Реннера, пеньо Кассандра(рис.3), эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гипла.
5.Художественный облик шрифтов
Декоративный. Динамичный. Изящный. Римский капитальный, антиква, академический шрифты. Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.
Курсив. Применяется для написания текстов почётных грамот, поздравительных адресов, поздравлений и приглашений. Монументальный. Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск. Применяется для написания лозунгов,плакатов , транспарантов. Свободный. Строгий. Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических и производственных плакатах, указателях. Фольклорный (украинский, арабский и т. д.)
6.Основные характеристики шрифтов
начертание: прямой, курсивный; насыщенность: светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета); ширина: нормальный, узкий, широкий,шрифт фиксированной ширины; размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма); четкость; контраст; различимость; удобочитаемость; ёмкость;
Кегль — параметр шрифта, означающий размер его литер в высоту. Кеглю включает в себя высоту строчной буквы с самым длинным выносным элементом и пробельное расстояние снизу её. Величина кегля определяется числом пунктов. Самые употребительные текстовые шрифты по величине кегля — 6, 7, 8, 10, 11, 12. Шрифты на кегль 4 и 5 употребляются очень редко Литер — буквенное обозначение в адресе какого-либо объекта, позволяющее быстрее его найти.
7.Заключение
В современном мире шрифты используются повседневно и везде, особенно в маркетинге. На протяжении сотен лет появлялись новые шрифты, которые увеличили современное их многообразие. Шрифт является уникальным набором кодов и символов. В настоящее время разрабатывается множество компьютерных шрифтов. Время, потраченное на работу, составляет 1.25 часа.
8.Список используемой литературы
1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82. – источник основной информации и иллюстраций.
2.http://shans-i.narod.ru/Disk_PC/Stat_PC/OS_WindowsPC/Stat_OS_Windows/Stat_05.htm - дополнительная инфирмация о видах шрифтов
3. http://www.designonstop.com/webdesign/article/klassifikaciya-shriftov-v-veb-dizajne-i-osobennosti-ix-ispolzovaniya.htm - особенности использования шрифтов |
Категория: Для абитуриентов | Добавил: sbm (25.05.2012)
|
Просмотров: 6485
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|